Через три океана к Антарктиде



     21 октября 1983 года провожать меня в Антарктику у меня дома собрались все мои лучшие друзья: Володя UQ2GC, Валера nw YL3CW, Саша nw RG5A, Валера UQ2GB, Виталий UQ2HO, мой учитель и наставник Вячеслав Федорович Башкиров UQ2MF и Николай Гилёв. О последнем коротко расскажу особо: Николай - оперный солист, больше известен в Германии и Швеции. После первомайских демонстраций на Бастионке в Риге собирал кучу народа. Сам играл на гитаре и пел. Голосище - не дай Бог простому человеку. Если бы сам не видел, не поверил бы. Простой стакан от его голоса рассыпался на мелкие стекляшки. Были ребята и девчонки из моего цеха. В общем, наша двушка была набита полностью. Водки и закуски хватило всем, даже, на удивление, ещё осталось.
     Здравствуй Питер! Первым делом встретился с Валерой Колобовым еx UA4NBF, моим другом и однокурсником по Рижскому лётно-техническому училищу гражданской авиации. В ААНИИ встретился с моим Ship radio master (начальник радиостанции) на Беллинсгаузене Борисом Петровичем, познакомились. Формировали груз на судно "Академик Фёдоров", которое должно было идти с грузами через Атлантический океан к Беллинсгаузену и другим антарктическим станциям.
     В конце октября из Пулково на ТУ-154 берём курс на Владивосток (дозаправка в Томске, Иркутске, Хабаровске). Владивосток очень интересный город, расположен на сопках. Перед отходом "Байкала" у нас было три дня на знакомство с городом. Очень красивая набережная. В магазинах много рыбы. У нас в Риге тоже с рыбой всё нормально, но здесь цены были в 2-3 раза ниже. Добрались до телевышки, оттуда бухта Золотой Рог как на ладони. Посмотрели много других замечательных мест. Мы жили на теплоходе "Байкал" в 4-х местной каюте.
     За сутки до отхода нам объявили, что советские рубли надо сдать капитану. У нас каждого было по 400-500 рублей, в те времена это большие деньги. Вопрос решился сразу. Дорога дальняя - 4 ящика водки, 8 ящиков пива и 3 мешка вяленой спинки минтая.
     Таможня, у причала стоят пограничники. В каюту входит женщина необъятных размеров. Увидела наш натюрморт - сразу возникли вопросы. На одного человека положено две бутылки запечатанной водки. Больше трёх ящиков пришлось открывать и закупоривать газетой. Товарный вид испорчен, но товар-то остался! Других претензий не было.
     Отходим под марш "Славянки", погода просто великолепная. Держим курс на юг. Справа - Китай, слева - Япония. Я живу у моря, но Балтика по сравнению с Тихим океаном - просто болото. Величие Великого океана поражает воображение любого, кто видит его в первый раз.
     Через пару дней мы уже ходили в майках и шортах. Тихий океан действительно был тихим - никаких штормов. Нам просто повезло.
     От нечего делать пошел к радистам в корабельную радиорубку, познакомился, предложил свою помощь. Раньше я на телетайпе ни когда не работал. Стал учиться. Очень пригодилось, потому что на Белинсгаузене в основном был телетайп. Телеграф только для сборки погоды с рыболовецких судов, которые были в нашем районе. На судне около 300 полярников и 100 членов экипажа. Всем хотелось отсылать радиограммы. Радисты просто зашивались. Вот тут и моя помощь понадобилась.
     На судне познакомился с Петром Ромовым nw RX6AA и Сашей nw R3ZZ, почти всё время проводили вместе, родственные души. У каждого за плечами не один год работы в эфире. Паша всё снимал на камеру. Сейчас он всю плёнку в цифру перевёл.
     Через неделю или чуть больше подходим вечером к Сингапуру. Идет очень сильный ливень, у нас в Латвии таких нет. Утром проснулись, абсолютное солнце и жара. Выдали нам по 126 сингапурских доллара и - в город. Всюду небоскрёбы, старались идти в тени, очень жарко. Как там люди живут? Зашли в первый супермаркет. Цены на магнитолы от 180 и выше. Очень расстроились. Идём дальше. О! Чудо! На траверсе - магазин радиотехники "ODESSA". В магазине - одна продавщица лет за 70. Цены приемлемые, но 4 доллара не хватает. Решили поторговаться по-английски. И тут на чистом русском: "Ребята, надо переходить на родной, я - Соня из Одессы". У нас челюсти просто отвисли. Разговорились. Её родители эмигрировали во время революции в Китай, потом - в Сингапур. Она хозяйка магазина. Очень радушная женщина. Поговорить на русском для неё большое счастье. Кругом китайцы, на 80% в Сингапуре китайцы. Купили мы у нее четыре двухкассетника "SHARP", и в добавок тётя Соня напоила нас Coca-Cola из холодильника.
     Попрощавшись с тётей Соней очень уважительно, возвратились на судно очень довольные и конечно хорошо обмыли наши покупки. Мой "Sharp" до сих пор работает. Ребята спрашивали, где мы это купили? Везде всё дорого. Ну я и сделал тёте Соне рекламу. Потом у неё скупили почти весь товар. Нас возили на автобусах, делали обзорную экскурсию по городу. Были даже у памятника В.И. Ленину.
     Через три дня под марш "Славянки" покидали Сингапур. Проходим Малаккский пролив, справа - Малайзия, слева - Индонезия (а если по DXCC, то справа - Азия, слева - Океания). Постоянно над нами летают американские разведывательные самолёты, сбрасывают радиобуи. Это для прослушки моря - идёт под нами подводная лодка или нет. Выходим в Индийский океан, курс - на остров Маврикий.
     Загораем, помогаю радистам, набиваю руку на телетайпе. При пересечении экватора останавливаемся. Традиция моряков - праздник Нептуна. В океане растянули сетку, кто хотел прыгал в океан, если нет, то в бассейн с морской водой. В общем было очень весело. Держим курс на юго-запад. Рано утром подходим к Маврикию. Почти полный штиль. Ребята из команды сразу достали большой крюк с поплавком, нацепили кусок мяса и забросили в океан. Появилась акула, ходила несколько минул вокруг поплавка. Потом раз - и попалась на крюк. Ребята тащат её на лебёдке и - на корму. Двухметровая махина, как начала носится по палубе. Стояли бочки с мусором, так она их раскидала моментом. Дальше я смотреть не стал, было её жалко. После завтрака взял у радистов удочку, бывалые ещё посмеялись. Закинул, ждал поклёвки минут 15. Что-то зацепилось, начал тянуть. Вытаскиваю зелёного цвета морского червя длиной около полутора метров. Волосы на голове стали дыбом. Пришлось резать леску. Ребята стоят и ржут, как кони.
     Стояли на рейде Порт-Луи. Пришли катера и переправили нас на берег. Небольшой городок, ничего особенного. Очень жарко, дошли до первого бара, холодное пиво остудило наши тела. Были экскурсии по острову. Возили к кратеру потухшего вулкана, на пляж возле фешенебельных гостиниц. Песок абсолютно белый. Одел маску и нырнул - куча кораллов и морских червей. Сорвал ветку коралла и на берег, купаться сразу расхотелось. Свежий кокосовый сок не впечатлил.
     Через три дня берём курс на Кейптаун мимо острова Мадагаскар. Особенно мне понравилась морская зыбь. Выйдешь на корму, сядешь на лавочку и как на качелях: 9 метров вверх, 9 метров вниз. Лепота…
     Прошла неделя, и мы у причала Кейптауна для пополнения воды и продовольствия. Главная достопримечательность города - это Столовая гора. 3 дня мы ею только восхищались, потому что на берег нас не пускали.
     Дальше нас ждал Атлантический океан и Аргентина. 10-12 дней в приветливом океане, и мы подходим к Буэнос-Айресу. Залив Ла Плата без лоцмана не пройти. Дело в том, что он очень мелкий. Вода цвета Балтийского моря и очень узкий фарватер. Так и шли средним ходом около 100 миль.
     Подошли к причалу после обеда. Там целая демонстрация из граждан Аргентины русского происхождения. Они улыбались, плакали, куча цветов. Не каждый день заходит русское судно в порт. Приглашали домой в гости, но тогда был СССР, и нам это запрещалось. Прежде чем выйти на берег, у нас сняли отпечатки пальцев (кстати, это единственные мои отпечатки во всём мире) и ещё выдали пропуска в город. Про военных я уже писал. На следующий день около 11 дня вышли в город. Возле порта находился рынок. Решили пройти через него. Столько овощей и фруктов я не видел никогда. Нас привлекло аргентинское вино. Пятилитровые бутыли в плетённых корзинах стоили около одного доллара. Нас было пятеро, вот и взяли 5 штук разного на пробу. Не хотелось с ними ходить по городу, вернулись на судно. И успели к обеду. Сняли пробу с каждой бутыли по стаканчику. В Риге такого вина не было. Единственно, когда была в продаже крымская Массандра, но аргентинское лучше.
     После обеда пошли в город. Там есть пешеходная улица, около одного километра. Это старый город. Народ очень приветливый, все улыбаются. Много всяких магазинов, ресторанов, кафе и кинотеатров. Зашли в кинотеатр, решили посмотреть кино, а попали в стриптиз. Девчонки танцуют на сцене, полностью раздеваются. Для нас, советских граждан, это просто шок. На второй день опять в город. Наши ребята, лётчики с Молодёжной, стоят возле аптеки и нас зовут зайти. Берут 10 бутылок спирта "Синий крест". Продавщица большими глазами смотрит на них, позвала хозяина, он ей говорит: "Это русские, они будут его пить." Смех стоял на всю аптеку. В Аргентине пьют только вино. Мы тоже затарились.
     Отходим, курс на юг. Проходим ревущие сороковые. Объявление по кораблю: на внешнюю палубу не выходить, В лучшем случае будешь весь мокрый, а то и за борт смоет. Возле Южных Оркнейских островов связались с "Академиком Фёдоровым", он уже шел обратно с Беллинсгаузена. Остановились метрах в 300 друг от друга. К нам идёт бот, три человека. Капитан, боцман на руле и третий, конечно, Сергей 4K1GDW. Он поднялся по трапу, тут же братские объятия. Заглянул в нашу каюту, познакомился с ребятами. Он шёл на "Дружную" (советская сезонная антарктическая база, находившаяся на леднике Фильхнера, на побережье моря Уэдделла, в июне 1986 года часть ледника, на котором находилась "Дружная", откололась и была унесена в океан). Встреча была не долгой, но плодотворной. Дали прощальные гудки и уже через несколько дней нас встречал Беллинсгаузен.

     Александр Борзенков - YL2AG